Материально-техническое оснащение
Создание доступной среды как условие социализации детей с ОВЗ
Этап дошкольного детства — время врастания ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему — дошкольное обучение и воспитание. Для эффективного обучения и воспитания детей с ОВЗ необходимо соблюдать специальные условия, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности.
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда (Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева) и др.).
Под понятием среду понимается окружающая обстановка природного, социально-бытового, культурно-эстетического характера. По определению В.Н. Куницина в широком смысле безбарьерная и (или) доступная среда – это пространство, которое создает легкие и безопасные условия для большинства людей.
Доступная развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- Безопасной
- Открытой
- Развивающей, содержательно-насыщенной
- Мобильной
- Здоровьесберегающей
- Вариативной
- Эстетически-привлекательной
Коррекционная работа начинается с создания оптимальной среды для пребывания ребенка со сложной структурой дефекта в ДОУ.
Комплексный подход, слаженная работа специалистов и развивающая среда дают положительные результаты: возникают начатки волевых усилий, поведение ребенка приближается к социальным нормам, ребенок подвижен, вынослив, у него появляются предпосылки к овладению доступными способами общения. Дети становятся свободе и активнее, проявляют интерес к новому, радостно реагируют на ситуацию общения, а главное, выходят из своей зоны комфорта, отпускают мамину руку и тянутся вперед.