Консультация «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ» (от инструктора физической культуры Рогожиной Наталии Николаевной)
Здоровье человека – одна из основных ценностей в жизни. Не случайно в пожеланиях к празднику, ко дню рожденья мы говорим именно о здоровье. Однако осознание важности здоровья присутствует не у всех людей. Как правило, пока не возникло проблем со здоровьем, человек о нем не вспоминает, воспринимает его как данность. Такое отношение присуще и детям. Даже если взрослые пытаются мотивировать ребенка к тому, чтобы вести себя не во вред здоровью ребенку сложно понять отсроченные последствия своих действий. Однако в последние годы в нашем обществе особый акцент делается на профилактику в области здоровья. «Вторую жизнь» и особую актуальность получила народная мудрость «Береги здоровье смолоду». Наряду с постепенным улучшением услуг здравоохранения, другие общественные институты также видят своей задачей сохранение и укрепление здоровья детей (в первую очередь это относится к институту семьи и образования).
Здоровый образ жизни служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье – это та вершина, на которую каждый должен подняться сам.
Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию здорового образа жизни и вступить на его путь.
Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает использование эффективных здоровьесберегающих технологий.
Современные здоровьесберегающие технологии подразделяются:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья.(Динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика: пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.; гимнастика динамическая.
- Технологии по обучению здоровому образу жизни.(Физкультурные занятия, проблемно-игровые: игротренинги, игротерапия, коммуникативные игры, точечный самомассаж).
- Коррекционные технологии.(Технологии музыкального воздействия, песочная терапия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, психогимнастика).
Давайте рассмотрим подробнее некоторые технологии, которые вы с легкостью можете использовать в домашних условиях.
Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но и мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения и успокаивают.
Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело – разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
Простые правила игры:
- Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
- Обязательно чередуйте три типа движений: сжатие; растяжение; расслабление.
Физминутка для глаз – это чрезвычайно полезное и в то же время простое мероприятие, которое ежедневно необходимо каждому человеку. С малышами можно заниматься, начиная с годовалого возраста, постепенно формируя из подобной зарядки полезную привычку.
В условиях нашего общества малыши уже с раннего возраста начинают приобщаться к миру телевизоров и электронных гаджетов. Неудивительно, что глазки крохи устают быстрее, а потому зрение может начать портиться уже в этот момент. Гимнастика для глаз для детей дошкольного возраста может проводиться в виде игровых упражнений. Маленькие дети очень любознательны и активны, поэтому они с интересом включаются в любую игру. Важное правило: ребёнок должен выполнять задания только глазами, голова остаётся неподвижна. Можно провести несколько простых упражнений, которые вы впоследствии сможете дополнять и видоизменять:
- Игра «темно-светло»: ребёнок крепко зажмуривает глаза на несколько секунд и снова открывает их.
- Круговые вращения зрачками: возьмите любимую игрушку и медленно вращайте её по кругу перед глазами ребенка. Малыш должен следить за ней глазками, не двигая головой.
- Упражнение «Бабочка». Пусть ребёнок несколько секунд подряд быстро открывает и закрывает глазки, делая движения ресничками, будто бабочка машет крыльями.
- Наблюдение за движущимся предметом. Отойдите от ребёнка на некоторое расстояние и медленно перемещайте какой-нибудь интересный и яркий предмет в разные стороны. Можно «обманывать» малыша, неожиданно передвигая предмет в противоположную сторону. Ребёнок должен уследить за каждым неожиданным движением.
- Маленькие детки любят пускать солнечные зайчики. Возьмите зеркало, и в солнечную погоду направляйте солнечных зайчиков на стены и потолок комнаты, малыш будет с интересом наблюдать за этим.
- Поставьте перед ребёнком два предмета: один прямо перед его глазами, другой на расстоянии двух-трех метров. Пускай он попеременно переводит взгляд с ближнего предмета на дальний. Для детишек постарше можно сопровождать игровую гимнастику словесными указаниями, соблюдая быстрый темп: посмотри вверх, вниз, вправо, влево, на игрушку, дверь, окно и т.д.
- Можно просто подурачиться и построить различные гримасы, жмурясь и часто моргая. Подайте ребёнку собственный пример, и он немедленно включится в игру.
- Дети постарше могут рисовать носом по воздуху. Например, круг, квадрат или домик, а взрослые пускай угадывают, что было нарисовано. Существуют специальные стереокартинки, присмотревшись к которым, вы увидите объёмные фигуры и предметы. Они хорошо снимают напряжение с глаз.
Бодрящая гимнастика проводится после дневного сна. Оказывая общеукрепляющее воздействие на организм ребенка, облегчает пробуждение после сна, стимулирует деятельность внутренних органов. Бодрящая гимнастика, как правило, имеет три части.
Первая часть: проводится сразу после сна. Ее задача – помочь ребенку перейти от состояния сна к бодрствованию. В этой части проводятся упражнения «типа потягивания», движение конечностей в медленном темпе.
Вторая часть: спальная одежда снимается, дети остаются в трусах и майке, босиком. Задача этой части способствовать активизации нервной, мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем организма детей, содействовать профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Содержит упражнения общеразвивающего характера, которые можно проводить, например, стоя у кроватки, сидя на стульчике, используя комплексы ритмичной гимнастики под музыку и т.д. в зависимости от поставленных задач, а так же проводятся упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
Третья часть: содержит процедуры закаливания.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используя их в комплексе будет способствовать формированию у ребенка привычку к здоровому образ жизни.